Что нужно спрашивать у SEO-шника на собеседовании?
Что нужно спрашивать у SEO-шника на собеседовании?
SEO-специалист - это новая профессия, на которую еще нигде не учат. Нет профильных ВУЗов, нет профильных факультетов, нет профильных кафедр и нет даже профильных предметов.
Соответственно, перед рекрутером стает вопрос «как же принимать на работу специалиста без профильного высшего образования?»
Большинство HR- специалистов решает этот вопрос исходя из логики «будем выбирать из тех, кто ближе». Т.е. из специалистов технического профиля. Несмотря на то, что «они что-то делают в компьютере», не стоит забывать о том, что это абсолютно разные профессии, которые требуют абсолютно разных подходов.
Программисту нужно знать технику и код. А сеошнику нужно понимать процесс продаж. Исходя из своего опыта, могу сказать, что хорошие сеошники получаются из маркетологов и экономистов.
На что нужно обратить внимание при собеседовании
Как это ни парадоксально, но сеошник должен уметь говорить. Спрашивайте, как соискатель учился в школе и в институте. Это поможет вам понять, как он может рассказать о себе, как он относится к жизни и к полученному образованию.
Важно понимать, что SEO-шники могут получать информацию из разных источников, и следует признать, что она не всегда верна. Возможно, они обучались по устаревшим знаниям. Возможно, тот авторитет, к которому они прислушивались, «обучил» их инструментарию, но не научил думать и анализировать.
Применяйте психологические тесты, только если вам нужен определенный психотип сотрудника в компанию. Хотя, по большому счету, вы сможете понять это по резюме и по личному общению с соискателем.
Как оценить профессиональные качества специалиста
Плохая новость: вам все же придется почитать про оптимизацию. Ведь номинально вы должны спросить, что такое конверсия, куки, анкор, ссылка, трастовость, ИКС и PR (не ругайтесь, когда соискатель не сможет подробно объяснить, как они рассчитываются, ведь алгоритм знают только сотрудники поисковых систем), что такое внутренняя оптимизация, и внешняя оптимизация, что такое авторитетность сайта, и знает ли он как настраивать цели в Google Analytics?
Задавайте много вопросов. Уточняйте каждое не понятное вам слово. Ведь ваш будущий сотрудник должен будет доступно объяснить, зачем нужно тратить на сайт по 300 долларов в месяц, и для чего нужны изменения.
Обязательно спросите, в чем состоит задача поисковой системы. И, с точки зрения оптимизатора, правильным ответом будет: дать наиболее точный ответ на поисковый запрос пользователя.
Спрашивайте, какими инструментами аналитики он пользуется. У хорошего SEO-специалиста минимальный набор инструментов аналитики состоит из:
- Google Analytics;
- Яндекс Директ;
- Яндекс Метрика;
- Advego – программа для проверки уникальности текстов;
- Site-auditor – программа для анализа сайта в поисковых системах;
- Yazzle, Solomono.ru и т.д - программы для анализа ссылочной массы.
Помните, что SEO-специалист должен понимать, как ведет себя пользователь до момента конверсии. А значит, если соискатель говорит, что он не пользуется инструментами аналитики, а полагается на свой опыт, то лучше с этим специалистом попрощаться.
Попросите назвать 5 самых важных отчетов Google Analytics, которые могли бы быть полезны для сайта вашей компании. Это может быть: количество посетителей, количество новых посетителей, процент отказов, уровень конверсии, ROI, процент отказов и т.д.
Обязательно спросите, какие проекты он вел. С какими трудностями он столкнулся и как он их решил. И в чем выражен результат. Хорошо, если результат выражен не только в позициях по ключевым словам, но и в конкретных увеличениях продаж.
Спросите, кто для него авторитет в SEO. Тут абсолютно не важно, какое имя, фамилию или ник назовет соискатель. Главное, чтобы этот авторитет был.
Интересуйтесь, какие источники и блоги он читает, чтобы быть в курсе последних изменений в индустрии. Пожалуй, среди источников обязательными будут: seonewsru, roemru, searchenginesru.
Вам нужно понимать, как соискатель оценивает качество сайта
После того, как вы пообщались с претендентом, покажите ему сайт вашей компании и спросите, что бы он в нем изменил. Что бы он улучшил, а что бы вообще убрал. Покажите сайт конкурентов и спросите, что сделано удачно, что работает, а что нет. На этом этапе собеседования ваша задача оценить, насколько быстро соискатель воспринимает информацию и насколько аргументировано он может объяснить свою позицию.
В качестве «тестового домашнего задания» попросите сделать аудит сайта вашей компании. Но учтите, что для того, чтобы оценить «правильность» выполнения, перед этим вам придется заказать бесплатный или платный аудит сайта у профильной компании.