КарьераСоветы соискателю

Токсичная корпоративная культура: что это такое и где встречается

Токсичная корпоративная культура: что это такое и где встречается

Токсичная корпоративная культура: что это такое и где встречаетсяЗа последние десятилетие бизнес-среда стала больше внимания уделять культурному капиталу своих компаний. Понятие корпоративная культура, сегодня, имеет множество определений и различных компонентов. В основе которой неизменно находится согласованная и принятая система ценностей, принципов и обычаев отдельно взятой организации, которая позволят всем двигаться в одном направлении.

В компаниях, где корпоративная культура имеет положительные черты наблюдается низкая текучка кадров, бесперебойное выполнение задач, высокие показатели заинтересованности работников, стабильности и высокие корпоративные результаты. Что в свою очередь положительно сказывается на имидже компании и экономическом развитии.

И напротив, в организация, где заявленные ценности не согласуются и не отражаются в поведении работников/руководства растут риски неэтичного поведения и потенциального ущерба компании. В этом случае, такую корпоративную культуру принято называть токсичной, когда цели компании препятствуют эффективной работе персонала и реализации стратегий развития. Токсичная корпоративная культура может нанести непоправимый вред компании и разрушить коллектив. Первые научные исследования на эту тему были проведены в 1950-х годах в США. Примерно с того времени стала вестись статистика и предпринимались попытки законодательно защитить работников от воздействия токсичных руководителей, так как большая часть негативных последствий обусловлена действиями руководства.

Токсичная корпоративная культура может встречаться во всех сферах бизнеса, госорганизация и учреждениях. Несмотря на то, что многие компании позиционируют себя как носители особенных принципов и ценностей. Распознать токсичную корпоративную культуру можно по следующим симптомам:

· Напряженная обстановка и формальное взаимодействие коллег. Место, где работники не улыбаются друг другу, нет юмора и поддержки. В такой обстановке сложно расслабиться. В подобных компаниях работники не имеют возможности заявит о себе, они не могут быть услышанными и имеют возможности реализовать себя. Все это в конечном итоге может привести к выгоранию.

· Инструкции, методички, иерархия. Постоянный ориентир исключительно на должности и статус заставляет людей забывать об общих целях компании. В подобной токсичной среде люди больше озабочены личными целями нежели результатом и успехом команды. Также, повышенная важность правил заставляет работников быть более не заметными, сидеть и «не высовываться». Штрафы за нарушения правил и т.д. Подобные ограничения повышают стрессовый фактор и уводят внимание работника от истинных целей. В такой обстановке сложно проявлять вовлеченность.

· Неуважение и агрессия- сюда стоит отнести сплетни, оскорбления, травли коллег и хождение по головам. В компании, где коллеги не уважают друг друга невозможно добиться слаженной работы.

· Отсутствие профессионального роста. В здоровой бизнес-среде компании понимают важность вкладываться в развитии своего персонала. Они не только не противятся данному развитию, но и всячески поощряют. Предлагая обучение, вводя новые программы, тренинги и прочее. Все это повышает лояльность работника и вовлеченность, что в свою очередь положительно скажется на деятельности компании. И наоборот, в организациях, где нет личностного роста, где отсутствует сотрудничество руководства и работников будет наблюдаться текучка ценных кадров. Люди будут уходить в места с благоприятными возможностями.

· Страх. Все перечисленные выше «симптомы» приводят к развитию постоянного чувства страха. Страха потерять работу, страха что вы одни и не на кого положиться, страх что вас подставят. В такой атмосфере «на грани» работать невозможно.

Здоровье корпоративной культуры начинается с руководства. Именно верхушку любой организации должна первыми следовать установленным правилам. Создание благоприятной среды- процесс не простой, и должен выстраиваться профессионалами. Однако, стоит помнить, что культурный капитал — это тоже актив компании. Он аналогичен человеческому капиталу и репутационному. Чем больше уделять внимания его развитию, чем выше будут успехи.

За коментарием о российской токсичной корпоративной культуре мы обратились к психологу и HR консультанту Агеевой Елене

В Российском бизнесе, к сожалению, часто встречается токсичная корпоративная культура, причем независимо от масштаба и статуса компании. Хотя из практики я могу сказать, что у западных компаний проблем не меньше. Это возникает из-за многих причин: скорости развития технологий, большой конкуренции, необъективных задач, дефицита грамотных руководителей и основное это человеческий фактор. Так как сотрудники свою картину мира проецируют на работе, чем больше у него внутренних конфликтов, страхов, обид, тем больше токсичности в проявлении.

Сейчас управленцы начинают осознавать последствия этой модели, так как это отражается в финансовых результатах, имидже компании, рабочей атмосферы и лояльности персонала, тем более сейчас серьезная борьба за ресурсы и таланты. А профессионалы чаще выбирают наиболее комфортные условия. Поэтому ТОП менеджеры ищут новые инструменты для улучшения и выстраивания четких бизнес-процессов, тщательного подбора и мотивации персонала HR отделом, контроля моделей управления руководителями, приглашают бизнес коучей и психологов для эмоциональной разгрузки и т.п.

Источник

Кнопка «Наверх»
Резюме и Работа - все о трудоустройстве и карьере!

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять