Менеджер по персоналу
Менеджер по персоналу (описание профессии)
Менеджер по персоналу занимается решением задач по формированию, функционированию трудового коллектива в организациях и фирмах.
История профессии
HR-менеджер (от английского «humanresources» – человеческие ресурсы) – относительно новая для РФ специальность.
Изначально задачи кадрового учёта выполнялись кадровиками. Первыми сотрудниками отделов по работе с персоналом стали психологи. Они действовали в соответствии с идеей самореализации каждого индивида, а не его профессиональной продуктивности и эффективности.
Но со временем в организациях сформировались выстроенные системы подбора сотрудников, а аттестация, корпоративное обучение стали абсолютной нормой жизни.
Сегодня HR-служба – функция бизнеса. Специалисты по персоналу трудятся для всей компании, а служба персонала является не только сервисным подразделением фирмы, но и бизнес-партнёром, вносящим вклад в развитие организации.
Общая характеристика профессии
HR-менеджер – общее наименование группы сотрудников, занимающихся управлением штатом. Каждый вид специалистов выполняет собственные обязанности:
-
Рекрутер (хантер-специалист) ищет, подбирает, отбирает работников.
-
Специалист по кадровому делопроизводству.
-
Корпоративный тренер – обучает работников всем необходимым навыкам, занимается их оцениванием, развитием.
-
Управляющий взаимодействует со служащими, осуществляет организацию и контроль исполнения ими обязанностей.
-
Эйчар.
Образование менеджера по персоналу
Существует 2 варианта становления менеджером по подбору персонала:
-
Отучиться в высшем учебном заведении, либо пройти переподготовку по профилю «Управление персоналом».
-
Познавать тонкости специальности, развивать навыки во время непосредственной практической деятельности.
Должностные обязанности менеджера по персоналу
Менеджер должен:
-
оценивать потребность в сотрудниках, искать, подбирать, отбирать сотрудников и помогать им с адаптацией;
-
определять системы оплаты работы, мотивации, стимулирования;
-
организовывать обучающие мероприятия;
-
разрабатывать инструкции, технологические карты, бизнес-процессы, локальные акты, регламентирующие рабочее функционирование;
-
участвовать в оперативном управлении;
-
контролировать рабочую деятельность служащих;
-
аттестовывать, оценивать их;
-
заниматься кадровым делопроизводством, учётом рабочего времени;
-
совершенствовать корпоративную культуру, рабочие условия;
-
анализировать эффективность работы.
Требования к менеджеру по персоналу
-
Знание трудового законодательства России.
-
Базовые познания в социологии.
-
Способность работать с кадровыми документами.
-
Грамотная речь, умение правильно излагать мысли на бумаге.
-
Знание принципов рыночной экономики.
-
Знание разнообразных методик, с помощью которых оцениваются профессиональные, личностные качества соискателей и работников, а также знание тайм-менеджмента.
-
Наличие познаний о современных концепциях по управлению трудовыми ресурсами.
-
Знание принципов построения кадровой политики.
-
Владение ораторским искусством.
Личные качества менеджера по персоналу
Специалист в данной сфере обязан быть:
-
общительным;
-
объективным;
-
усердным;
-
инициативным;
-
внимательным;
-
творческим;
-
уверенным;
-
невозмутимым;
-
этичным.
Одно из важнейших условий – наличие гибкого стратегического мышления для решения нестандартных серьёзных задач.
Условия и особенности работы
Специалист по персоналу либо часть команды рекрутингового агентства, либо штатный сотрудник организации. Работая на фирме, он является как бы соединительным звеном между служащими и администрацией.
Менеджер должен нести ответственность за правильность подбора персонала. В связи с чем он также сотрудничает со службой безопасности организации.
Внешность и возраст
Возраст востребованных рынком труда специалистов от 23 до 45 лет.
Плюсы и минусы профессии
Достоинства:
-
наличие перспектив роста;
-
настоящих профессионалов довольно мало на рынке, а спрос на профессию велик;
-
возможность выбора собственной ниши в «золотой пятёрке», гибкого изменения рабочего направления, соответственно интересам, умениям;
-
интересное, нескучное взаимодействие с людьми;
-
привилегия работать удалённо;
-
возможность начать заниматься данной профессией без соответствующего образования.
Недостатки:
-
опасность эмоционального истощения, профессиональных деформаций;
-
непрестанное исполнение функции «буфера» между требованиями и пожеланиями начальства и служащих, различных групп работников, персонала и клиентов, интересов фирмы и органов надзора;
-
многозадачность;
-
невозможность роста в небольших или средних компаниях;
-
средний заработок; наниматели нередко делают «привязку» премии к KPI, на которые сотруднику никак не повлиять.
Актуальность и востребованность профессии
Эксперты сходятся во мнении, что спрос будет только повышаться. Каждой организации нужен профессионал, умеющий хорошо искать, учить, увольнять и т. д.
Карьерный рост в профессии
Развитие карьеры начинающего специалиста осуществляется по одному из следующих направлений:
-
Сначала занимать должность рекрутера. Целесообразно для работы выбрать кадровое агентство, в котором при хорошей службе возможно стать впоследствии менеджером по персоналу.
-
Трудиться ассистентом HR-менеджера. С опытом и заработок станет выше.
Заработная плата
При условии работы в малом, среднем бизнесе, либо рядовым служащим в большом отделе, представитель профессии будет получать среднюю по РФ оплату труда.
Рекрутеры, как правило, получают сдельную оплату, ввиду чего их доход нельзя назвать стабильным. HR, будучи топ-менеджером (директором по персоналу), зарабатывает в серьёзной корпорации гораздо больше.
Профессиональный праздник менеджера по персоналу
В РФ праздник отмечают в третью субботу сентября.