Карьера

Как реагировать на критику и извлекать из нее пользу

Как повернуть неприятную ситуацию свою пользу и дать достойный ответ недовольной стороне.

Как реагировать на критику и извлекать из нее пользуНикто не любит критику в свой адрес, как бы деликатно она не звучала. Поэтому важно научиться давать критикам корректный отпор. Это поможет сохранить уверенность в себе и доказать, что вы не ведетесь на провокацию, в состоянии сделать правильные выводы и можете уверенно двигаться вперед. Никакой обиды, комплексов или разочарований.

В первые пять минут

Не отвечайте на претензии коротким «Хорошо, я переделаю», чтобы поскорее покончить общение с критикующим. Может сложиться впечатление, что вам все равно и не хочется с этим разбираться.

Критику можно условно разделить на два типа:

  • поучающую — «Вот что вы могли бы сделать лучше, чтобы исправить презентацию»;
  • оценочную — «Вот что вы из себя представляете: работник, не умеющий делать презентации».

Чаще всего мы слышим именно первый тип критики, но воспринимаем его как второй. Не обобщайте замечания. Если руководителю не нравится ваша презентация, отчет, дизайн или текст, это не значит, что вы плохой человек. Ваши психологические защитные механизмы работают на полную катушку: «Да что он понимает? Он ничего не знает об этом проекте, я столько над ним работал/а!»— так вы пытаетесь избавиться от мыслей о собственной ­некомпетентности.

Верная стратегия. Сделайте паузу и глубоко­ ­вдохните, чтобы расслабить голосовые связки. Попросите­ более подробно рассказать, в чем руководитель видит недостатки. Не оправдывайтесь, но если у вас есть аргументы, объясняющие ваши действия, выскажите их: «Наверное, вы правы, но при составлении презентации я руководствовался/ась этим и этим, поэтому сделал/а так и так». Покажите, что поняли суть замечаний: «Вы правы,­ этот пункт недоработан. Что еще вы советуете исправить?»

В первые пять часов

Как только вы получили обратную связь, сразу возвращайтесь к работе. Даже если вы совершенно выбиты из колеи, не бегите плакать в туалет. Этим вы продемонстрируете свою неспособность справляться со стрессом и чрезмерную эмоциональность, что в корпоративной культуре не принято, а также спровоцируете приступы любопытства среди коллег.

Взгляд со стороны поможет вам составить более объективную картину. Чтобы разобраться в ситуации, посоветуйтесь с надежным и опытным коллегой. Поинтересуйтесь, разделяет ли он/она мнение босса и как бы поступил/а на вашем месте.

В первые пять дней

Следующий стратегический шаг — реабилитироваться в глазах начальника и своих собственных. Спросите себя: «Все ли замечания мне понятны, знаю ли я, что мне делать дальше?» Если нет, не паникуйте. Попросите босса уделить вам несколько минут времени.

Лучше всего сделать это не позже чем на следующий день после критических замечаний: это вы будете весь день помнить об этом эпизоде, а он и думать забудет через полчаса — куйте железо, пока горячо!

На встрече держитесь уверенно и спокойно, представьте, что начальник — ваш наставник (ведь так оно и есть, ну или, по крайней мере, должно быть). Задавайте конкретные вопросы: уточните, что именно его не устраивает (может, ему просто не нравится шрифт в презентации или дизайн, очередность абзацев в тексте или ТЗ, формат отчета), попросите привести примеры, выкажите желание не просто исправить ошибку, а разобраться в ситуации и работать на результат — это оценит любой работодатель.

Если руководитель — вы

Придерживайтесь следующих правил:

  1. Всегда продуктивнее говорить не о личных качествах человека, а о его конкретных действиях. Например, вместо «На вас никогда нельзя положиться»«Мне все время приходится напоминать вам о дедлайнах, вы не первый раз срываете сроки».
  2. Подробно расска­жите, что и почему вас не устраивает, а потом обязательно выслушайте чело­века и дайте ему возможность объясниться. Во‑первых, это будет вежливо с ­вашей сто­роны, а во-вторых, ­поможет найти решение проблемы сообща.
  3. Если вы по натуре­ мягкий человек, скорее всего, вам непросто отчитывать подчиненных. Будьте тактичны, но не пытайтесь завуалировать проблему: сотрудник имеет право знать, что он делает не так и как это исправить.

Источник

Кнопка «Наверх»
Резюме и Работа - все о трудоустройстве и карьере!

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять